«Серым пунктам развязали руки». Почему процветают техосмотры с фотошопом - Автомобильный портал

«Серым пунктам развязали руки». Почему процветают техосмотры с фотошопом

Операторы пожаловались на слабый контроль за поддельным техосмотром На активизацию серых пунктов техосмотра, которые выдают диагностические карты водителям удаленно, пожаловались участники рынка. Разбираемся, с чем это связано и как сейчас ГИБДД аннулирует и наказывает за липовые карты


«Серым пунктам развязали руки». Почему процветают техосмотры с фотошопом

Фото: Союз операторов пунктов техосмотра Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят

С фактической невозможностью проводить проверки и пресекать работу операторов техосмотра, которые оформяют подозрительные и предположительно отфотошопленные карты, столкнулись в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Об этом Autonews.ru заявили в Союзе операторов технического осмотра. Речь идет о картах техосмотра, которые некоторые недобросовестные операторы оформляют автомобилистам удаленно с помощью программ редактирования фото — без заезда на пункты диагностики. Участники рынка объяснили это переходным периодом в отрасли. 

Разбираемся, какие изменения ждут техосмотр совсем скоро, что им мешает и как сейчас в ГИБДД аннулируют липовый техосмотр.

Содержание:

Контролировать работу пунктов техосмотра будут по-новому

До недавнего времени аккредитацией, контролем, оформлением штрафов и принятием решений об отзыве лицензий у недобросовестных операторов занимались именно в РСА. Однако летом 2023 года в Госдуму на рассмотрение поступил законопроект о передаче этих полномочий от РСА в пользу Росаккредитации. Эту идею также поддержали в Центробанке.

На рядовых автомобилистов, которые до сих пор обязаны в ряде случаев проходить проверку и оформлять диагностические карты, такие изменения напрямую не повлияют: однако с точки зрения контроля за оформлением «серых» диагностических карт, а также оформленных с помощью фотошопа документов эксперты ожидают от Росаккредитации более жестких действий. В самом ведомстве уже пообещали использовать камеры и нейросеть для борьбы с выдающими дистанционно диагностические карты пунктами. Следовательно, оформить «серые» карты для водителей должно стать сложнее.

Однако сам документ еще не принят, а сроки вступления в силу также до конца не определены — по одному из вариантов изменения начнут действовать с 1 сентября 2023 года. Теоретически, к этому времени в РСА должны передать все данные в Росаккредитацию. Как объяснили Autonews.ru источники в отрасли, одним из вариантов организации всего процесса передачи может стать установление некого переходного периода до 1 марта 2024 года. И до этого момента РСА может продолжить работу с аккредитаций пунктов. Ранее в Росаккредитации предполагали, что документ может вступить в силу 1 марта 2024 года или 1 сентября 2024 года.

При этом из-за плавающих формулировок в законе, который разрабатывали еще в 2021 году, фактически участники рынка столкнулись с периодом безвременья. Как рассказали в Союзе операторов технического осмотра, оказалось, что сейчас контролировать операторов уже некому — у РСА такой возможности уже нет, а у Росаккредитации она пока не появилась. Это подтвердил Autonews.ru и источник в отрасли — по его словам, в ГИБДД продолжают отправлять данные об аннулированных ими диагностических картах в РСА, только там с ними делать ничего не могут. Autonews.ru обратился в РСА с запросом по текущей ситуации, но ответа не поступило.


«Серым пунктам развязали руки». Почему процветают техосмотры с фотошопом

Фото: Autonews.ru

Как добавил глава союза Максим Бурдюгов, к дополнительным сложностям при проверках подозрительных пунктов техосмотра привело принятие постановления правительства № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которое значительно ограничило проведение контрольных (надзорных) мероприятий в 2022-2023 годах. По его словам, вместо штрафов и отзыва сертификата нарушителям сейчас грозит максимум предупреждение, поэтому они продолжают свою работу.

«Вся эта ситуация в целом развязала руки операторам, которые занимаются фальсификацией, — заявил Бурдюгов. — Однако тем же РСА закрыть такие организации непросто — если они приезжают на проверку и пункт соответствует всем требованиям, они просто ничего не могут сделать. Я считаю, что контролем тут должны заниматься именно в ГИБДД: если эта данная структура в полном объеме использовала свои полномочия и исполняла обязанности, то фальсификация сведений была сведена к нулю. Потому как выданные карты можно мгновенно аннулировать, а в отношении собственника — возбуждать бы уголовное производство по ст. 327 УК за использование заведомо подложного документа».

В свою очередь, представитель Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр заявил Autonews.ru, что ему известно о практике, когда одни пункты техосмотра жалуются на другие в ГИБДД. Именно так, по его мнению, в основном инспекторы и выявляют тех, кто оформляет липовые карты.

«После таких жалоб начинаются проверки и, действительно, инспекторы выявляют те самые «летающие автомобили», — сказал Хайцеэр. — При этом есть и пункты, которые работают честно, и те, кто оформляет техосмотр на любые «развалюхи». И это действительно проблема — на дорогах появляется все больше автомобилей, которые не соответствуют нормам безопасности. При этом на дорогах инспекторы ГИБДД не могут их проверить, разве что во время облав на таксистов и специальных рейдов, когда они проверяют техсостояние автомобилей. Но эти явления редки».

Решить проблему с «обелением» техосмотра эксперт предложил с одной стороны упростив параметры для его успешного прохождения, а с другой — усилив контроль за соблюдением этих норм.


«Серым пунктам развязали руки». Почему процветают техосмотры с фотошопом

Фото: Операторы пунктов техосмотра

Как в ГИБДД аннулируют техосмотр и что за это грозит

В МВД России на запрос Autonews.ru о количестве аннулированных в 2023 году диагностических картах не ответили, сославшись на отсутствие такой статистики. При этом там подробно объяснили, в каких случаях оформившим «серую» диагностическую карту водителям могут ее аннулировать и какие санкции могут в таком случае последовать.

Там рассказали, что в регистрационных подразделениях ГИБДД проверяют наличие диагностических карт в том числе в случае:

  • постановки на государственный учет автомобиля старше четырех лет;
  • совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца автомобиля старше четырех лет;
  • совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента в транспортном средстве (например, при замене мотора или переводе автомобиля на газ, — ред.).
  • Там добавили, что привозить бумажную диагностическую карту не обязательно: проверить ее наличие сотрудники ГИБДД могут при обращении в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).

    «При отсутствии информации о наличии диагностической принимается решение об отказе в совершении регистрационных действий», — отметили в МВД.

    Там уточнили, что если действительность карты вызывает вопросы, то по этому факту возбуждается проверка, а порядок аннулирования такого документа установлен Правилами проведения технического осмотра транспортных средств.

    Согласно позиции МВД, для принятия решения об аннулировании диагностической карты необходимо доказать сам факт административного нарушения.

    
«Серым пунктам развязали руки». Почему процветают техосмотры с фотошопом

    Фото: Союз операторов пунктов техосмотра

    К доказательствам нарушения, в том числе, могут быть отнесены:

  • результаты анализа записей камер видеонаблюдения или средств автоматической фиксации административных правонарушений, а также сведений, полученных в Ространснадзоре, согласно которым автомобиль в момент проведения технического осмотра находился в другом месте;
  • объяснение владельца ТС и технического эксперта, подтверждающее, что автомобиль на момент получения карты техосмотра был неисправен или же на техосмотр фактически не приезжал;
  • результаты криминалистического исследования фотоизображений, содержащихся в ЕАИСТО, имеющих признаки видоизменения с использованием графического редактора.
  • «В течение трех рабочих дней со дня аннулирования диагностической карты, об этом информируется профессиональное объединение страховщиков, а также собственник автомобиля», — сообщили в МВД России.

    Там напомнили, что за управление незарегистрированным в установленном порядке автомобилем предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 12.1 КоАП — это штраф 500-800 руб.

    Ранее в ГИБДД Москвы объясняли, что если карта техосмотра вызывает у сотрудника ГИБДД вопросы, по этому факту проводится проверка наличия в действиях оператора технического осмотра и его должностных лиц состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.4.1 КоАП «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств». Согласно нормам этой статьи, оформившему липовый техосмотр юрлицу грозит штраф 200-300 тыс. руб.

    
«Серым пунктам развязали руки». Почему процветают техосмотры с фотошопом

    Фото: Операторы пунктов техосмотра

    Важно, что в проведении регистрационных действий в отношении такого автомобиля, даже если техосмотр вызывает подозрение, инспекторы не отказывают. Но проблемы могут возникнуть уже потом. «После принятия решения о привлечении оператора технического осмотра к административной ответственности по ст. 14.4.1 КоАП диагностическая карта аннулируется в установленном порядке», — предупредили в ГИБДД по Москве.

    При этом в ряде случаев регистрация автомобиля ГИБДД на этом основании в ведомстве также прекращают.

    Autonews.ru направил дополнительные запросы в Росаккредитацию и МВД России.

    Машины с поддельным техосмотром начали снимать с регистрации в ГИБДД

    ГАИ с помощью дорожных камер начала искать авто с поддельным техосмотром

    Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям

    Источник: www.autonews.ru