Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве - Автомобильный портал

Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве

Банкротству Детройта в США исполнилось 10 лет Детройт был лидером мировой автоиндустрии, а ровно 10 лет назад стал крупнейшим городом-банкротом в истории США. Как это стало возможным


Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве

Chevrolet Bel Air, 1958г. (Фото: autowp.ru)

Только в 1960-е Большая Тройка автоконцернов из Детройта, включающая GM, Ford и Chrysler, начнет выпускать компактные модели. Ну как компактные — размером с отечественную «Волгу».

Содержание:

Как Детройт свернул не туда

Несмотря на гениальное решение Генри Форда повысить рабочим зарплаты, сами труженики об этом вскоре забыли. Став одним из самых промышленных городов США, Детройт оказался и одним из центров профсоюзного движения. Уже в 1920-е в городе начались протестные выступления, а также был создан профсоюз UAW — «Объединенные рабочие автопрома».

История профсоюзного движения — это тема для отдельной большой статьи. Но важно отметить, что в Детройте оно было успешным. Рабочие добились и повышения заработных прав, и серьезного усложнения процедуры увольнения, и больших пенсий, медицинских страховок, и прочего. Достаточно сказать, что многие предприятия американской автомобильной промышленности согласились даже на то, что у профсоюзов будут свои представители в советах директоров.

У войны с профсоюзами были и свои жертвы. Так, пережить ее не смог концерн Packard — производитель любимых лимузинов Иосифа Сталина. По легенде, Сталин как-то показал директору завода собственного имени Ивану Лихачеву автомобиль Packard и спросил: «Можете сделать такой же?». На это Лихачев ответил: «Можем лучше, товарищ Сталин!». Вождь СССР остановил Лихачева словами: «Лучше — не надо».


Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве

ЗИС 110, 1947г. (Фото: autowp.ru)

Так или иначе, советские лимузины ЗИС действительно очень похожи на машины Packard. А их последующие модели уже под маркой ЗИЛ пережили оригиналы на полвека.

Вторая Мировая Война также повлияла на успехи профсоюзного движения. Каким образом? Она уничтожила конкурентов американскому автопрому в остальном мире. И Большой Тройке не составило труда уступить рабочим, если это делали все три концерна. Фактически GM, Ford и Chrysler просто переложили сопутствующие расходы на плечи покупателей.

Впрочем, успех профсоюзов не остался незамеченным для автомобильных компаний. Уже в 1960-е на предприятиях в Детройте стали активно внедрять автоматизацию производства, а новые заводы строить не в «Городе моторов», а в Южных Штатах, где рабочая сила была дешевле и куда профсоюзы еще не добрались.

Вместе с тем, наметилась и другая тенденция. В Детройт за высокими зарплатами устремилось афроамериканское население. В свою очередь, белые жители города стали массово переселяться в пригороды. В тот период существовала негласная расистская практика, когда потомки выходцев из Африки не могли поселиться в «белых» районах, так как банки просто отказывали им в ипотеке. Зато многоквартирные дома в центре города все активнее заселялись афроамериканскими приезжими.


Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве

Фото: Shutterstock

Две эти тенденции — приток низкоквалифицированной рабочей силы и перемещение автомобильного производства из Детройта в южные штаты — пересеклись уже в конце 1960-х. Внезапно в городе, который всего несколько лет назад процветал, возникла заметная безработица.

Шах бежал из Ирана

Именно так называлась глава в знаменитой книге экс-главы компаний Ford и Chrysler Ли Яккоки «Карьера менеджера». 16 января 1979 года шах Ирана Моххамед Реза Пехлеви бежал из страны, что стало победой Исламской революции и привело к введению санкций в отношении страны, которые не сняты до сих пор.

К Детройту это имело самое прямое отношения. Иран — крупный экспортер нефти, и победа революции привела к резкому сокращению ее поставок и первому «нефтяному кризису». Бензин в США, годами стоивший чуть ли не дешевле воды, резко подорожал.

Только в этот момент выяснилось, что американские автомобили совершенно неэффективны в плане топливной экономичности. Таким параметром в Детройте просто не озаботились, делая ставку на мощность и комфорт.

Американское общество стало искать альтернативу и быстро выяснило, что есть машины существенно более экономичные: в первую очередь японские и немецкие.


Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве

Toyota RAV4, 1996г. (Фото: Toyota)

К тому же японские модели оказались еще и заметно дешевле. Toyota, Honda, Nissan и Mazda экономили на рабочей силе. Японские рабочие тоже пытались устраивать забастовки. Например, в конце 1940-х стачку устроили сотрудники Toyota. Компания отреагировала тут же, уволив всех бастующих.

Чуть позже японские концерны станут открывать и свои заводы в США. Но не в Детройте, и без сотрудничества с UAW.

Так или иначе, но череда нефтяных кризисов стала ударом, которые автопром Детройта, и без того погрязший в противоречиях, уже не выдержал. Население города стало сокращаться, опустевшие здания, например завода Packard, так и остались никому не нужными, а доля белых жителей города упала до 10%.

Штаб-квартиры Большой Тройки до сих пор располагаются в Детройте, действуют и некоторые автомобильные заводы, в том числе знаменитый «Ривер Руж» Генри Форда. Количество рабочих на нем за счет автоматизации и сокращения производства сократилось примерно в десять раз.


Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве

Фото: Doreen Murphy / autoweek.com

При этом нельзя сказать, что американский автопром как таковой переживает кризис. Вовсе нет, самый крупный автомобильный завод в мире сейчас принадлежит именно американской компании. Но есть два «но». Расположен он не в Детройте и вообще не в США. И он не имеет никакого отношения к «Большой Тройке». Речь о Гигафабрике Tesla в Шанхае, мощность которой уже сейчас превышает 1 млн машин в год.

А Детройт, пережив десять лет назад банкротство, так и остался разрушающимся памятником былому величию и неплохой декорацией для постапокалиптических фильмов.

127 лет назад представили первый русский автомобиль. Вот что он мог

Во Франции в старом сарае нашли коллекцию ретроавтомобилей. Видео

Самые быстрые машины встретились в Гудвуде. 10 главных новинок

Источник: www.autonews.ru